В Петербурге существует уникальная школа - Региональный Центр аутизма, куда привозят своих детей родители со всей России.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) имеют значительную специфику в профориентационной работе. Об особенностях их профессиональной ориентации мы узнали у Морозова Сергея Алексеевича, кандидата биологических наук, ведущего научного сотрудник Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»; доцента
Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»; председателя Региональной общественной благотворительной организации
«Общество помощи аутичным детям “Добро”», Морозовой Татьяны Ивановны, руководителя коррекционной работой, педагога-дефектолога Региональной общественной благотворительной организации «Общество помощи аутичным детям “Добро”», Белявского Бориса Викторовича, кандидата педагогических наук, заместителя руководителя Центра общего, дошкольного и коррекционного образования Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования».
Наиболее проблемная часть жизни человека с расстройствами аутистического спектра относится к послешкольному этапу, к периоду от 18 до 21 года, когда происходит профессиональное самоопределение. Подготовиться к данному этапу необходимо еще в школьном возрасте.
За рубежом вопросами профориентации детей с аутизмом начали заниматься в 1970-х - 1980-х гг., для России это совсем молодое направление. Первые исследования были проведены только в 2013 году. По статистике за рубежом на свободный рынок труда выходит не более 14-15% молодых людей с аутизмом, столько же работают в обычных условиях, но требуют постоянной поддержки, наибольший процент (41%) молодых людей работает в специальных мастерских и центрах занятости, иногда на условиях волонтерства, у 15% профессиональной активности практически нет.
Спектор профессиональной направленности людей с аутизмом в США удивляет: они составляют 40% мусорщиков Нью-Йорка и 50% специалистов "Кремниевой долины".
В России больший процент трудоустройства молодых людей с расстройствами аутистического спектра составляют профессии творческой направленности (музыканты, художники, писатели и т.д.), что связано с преимущественным использованием в 1980-2010-х гг. в коррекционной работе эмоционально-уровневого подхода.
Основные ограничения для профессиональной деятельности при РАС:
1) нарушение социального взаимодействия, коммуникации (трудности ролевой и социально-имитативной игры). При типичном развитии ребенок получает первичные представления о профессиональной деятельности через игру, а ребенок с РАС лишен этой возможности. В связи с этим большинство молодых людей получают профессиональное обучение с помощью дистанционных технологий, при этом они хорошо справляются с технической (содержательной) стороной выбранной профессии, но не могут устанавливать и поддерживать отношения в профессиональном коллективе.
2) нарушения восприятия времени и пространства, трудности произвольного подражания. Существенное запоминается не лучше,чем малозначащее, актуализация воспоминаний происходит путем перебора вариантов. Возникают компенсаторные стереотипные образования, которые приводят к тому, что в постоянных условиях, такие дети превосходят сверстников по сосредоточенности и скорости реакции, но в меняющихся условиях действовать не могут. Поэтому людям с аутизмом не показаны профессии, в которых требуется принятие быстрых, гибких, нестандартных решений; профессии, связанные с риском для жизни.
3) особенности интеллектуального развития. Еще одной особенностью является то, что обучающемуся с аутизмом проще решить задачу, чем поставить задачу и сделать из нее выводы. Поэтому люди с РАС не могут работать в системе управления.
4) особенности речевого развития. По данным ученых только 10% обучающихся с аутизмом имеют речь, соответствующую возрастной норме. Несмотря на то, что коррекционная работа в данном направлении дает хорошие результаты, однако именно проблемы речевого развития лимитируют поступление на работу и обучение в вузах для многих людей с РАС, так как имеют трудности письма на слух и прохождения собеседования.
5) проблемы мотивации к профессиональной деятельности. В идеальном варианте у обучающего с РАС имеется мотивация, основанная на истинных способностях, одаренности или желание самоутвердиться.
К сожалению, в настоящее время не разработано специальных профориентационных тестов для обучающихся с аутизмом, поэтому максимальное значение приобретает уровень квалификации специалистов, которые работают с обучающимися.
Алгоритм профориентационной работы для обучающихся с РАС:
1 этап: определить по опыту работы, из бесед с родителями, из анамнестических сведений наличие или отсутствие интересов, склонностей к тому или иному виду деятельности, которые могли бы стать основой будущей профессии.
Если склонности есть: квалифицировать склонности, проверить наличие истинного интереса и способностей. Принять решение об их поддержке и расссмотреть перспективы социализации.
Если склонности не выявлены: решить вопрос о доступности профессиональной деятельности или ограничения уровнем занятости.
Репортаж о Региональном Центре аутизма на канале студии "Теледетки">>
Информация для родителей:
Что такое аутизм>>
Современное состояние обучения и воспитания ребенка с РАС за рубежом>>
Воспитание ребенка, страдающего аутизмом>>
Диагноз аутизм. Как практически помочь больному ребенку?>>
Аутизм. Описания и осложнения>>
Полезные практические рекомендации по занятиям дома с аутичным ребенком>>
Контакты:
Региональный Центр аутизма. Школа 755:
Сайт: www.autismspb.ru
Адрес: 7-я линия Васильевского острова, д.66, литер А
Телефон: +7 (812) 241-32-02
Вернутьcя к полному списку предложений